Какова бы ни была первоначальная форма народных песен, но до нас доходят они почти всегда искаженными, переделанными или растерзанными на куски; монотонность их также очень велика; наконец, есть во всех народных песнях механические приемы, проглядывают общие пружины, без помощи которых никогда не развивают они своих тем; но в
народной поэзии очень много свежести, простоты, — и этого довольно для нашего эстетического чувства, чтобы восхищаться народною поэзиею.
Неточные совпадения
Пока оно было в несчастном положении и соединялось с светлой закраиной аристократии для защиты своей веры, для завоевания своих прав, оно было исполнено величия и
поэзии. Но этого стало ненадолго, и Санчо Панса, завладев местом и запросто развалясь на просторе, дал себе полную волю и потерял свой
народный юмор, свой здравый смысл; вульгарная сторона его натуры взяла верх.
Потом-с, этот наш раскол… смело можно сказать, что если где сохранилась
поэзия народная, так это только в расколе; эти их моленные, эти их служения, тайны, как у первобытных христиан!
— Я, сударь мой, такого мнения, — начал опять Потугин, — что мы не одним только знанием, искусством, правом обязаны цивилизации, но что самое даже чувство красоты и
поэзии развивается и входит в силу под влиянием той же цивилизации и что так называемое
народное, наивное, бессознательное творчество есть нелепость и чепуха.
В нем было также много
поэзии, — и опять-таки особенной — пестрой и проникнутой разнообразными переливами церковно-бытовой жизни, ограниченной
народной наивности и бесконечных стремлений живого духа.
И, кажется, только в этом отношении романтическая
поэзия и могла соприкасаться с нашим
народным духом: во всем остальном она отделялась от него неизмеримой пропастью.
Факты эти, правда, неутешительны; но пропустить их нельзя, потому что они слишком резко обозначились и в жизни, и в
поэзии народной и не истребились до сих пор.
Но сохранить свою первоначальную чистоту и свежесть эта
поэзия тоже не могла, потому что новые понятия неизбежно примешивались к кругу прежних верований и изменяли характер произведений
народной фантазии.
Они готовы думать, что литература заправляет историей, что она [изменяет государства, волнует или укрощает народ,] переделывает даже нравы и характер
народный; особенно
поэзия, — о,
поэзия, по их мнению, вносит в жизнь новые элементы, творит все из ничего.
Но и при этом изменении остались следы общего характера прежней
поэзии:
народные песни не скоро потеряли свой простой, естественный характер, не скоро увлеклись чуждыми интересами, и до сих пор в них замечают следы первоначальной простоты естественных условий быта.
Во время языческой древности у русских, как и у всех славян, существовала уже
поэзия народная.
Когда жизнь устроена еще таким образом, то, само собою разумеется,
поэзия непременно должна выражать
народные интересы.
Над нашей душой царствует неистовая игра случая;
народная «истовая» душа спокойно связана с медлительной и темной судьбой; она источает свою глубокую и широкую
поэзию, чуждую наших творческих «взрываний ключей», [Неточная цитата из стих. Ф. И. Тютчева «Silentium!»] наших болей и вскриков; для нее прекрасны и житейские заботы и мечты о любви, высоки и болезнь и здоровье и тела и души.
Те преследования, которые христианские церковь и государство всюду и всегда применяли и применяют к
народной старине — к ее верованьям, обычаям, обрядам и
поэзии, — коснулись и заклинаний и их носителей.
Сверх того, заговоры, а с ними вся область
народной магии и обрядности, оказались тою рудой, где блещет золото неподдельной
поэзии; тем золотом, которое обеспечивает и книжную «бумажную»
поэзию — вплоть до наших дней.
Но когда мало-помалу распространились и утвердились у нас более правильные понятия о
поэзии вообще, тогда оставили предубеждение против
народных песен, стали их собирать и даже подражать им.
С течением времени понятия о том, что можно считать прекрасным в
поэзии, несколько изменились, в
народных песнях признали действительные их достоинства и стали по всей России собирать их.
Замечательные русские люди из простого звания. Кольцов. Чем он замечателен. Значение лирической
поэзии вообще и песни в частности. О характере русских
народных песен. Как сочинялись у нас подражания им до Кольцова. Отличие песен Кольцова от этих подражаний и от самых
народных песен.
Его песни по своему духу во многом сходны с
народными песнями, но у него более
поэзии, потому что в его песнях более мыслей, и эти мысли выражаются с большим искусством, силою и разнообразием, потому что чувства его более глубоки и сознательны и самые стремления более возвышенны и определенны.
Характер
поэзии Кольцова. Верность и правдивость в изображении предметов. Положительный взгляд на вещи. Присутствие мысли в стихотворениях. Думы. Некоторые черты
народного характера в песнях Кольцова. Сила чувства и выражения. Язык Кольцова. Заключение.
Русский гений
поэзии и красноречия, в лице холмогорского рыбака, приветствовал ее гармоническое царствование первыми сладкозвучными стихами и первою благородною прозой. Но лучшею одою, лучшим панегириком Елисавете были благословения
народные. Вскоре забыли о кровавой бироновщине, и разве в дальних городах и селах говорили о ней, как теперь говорят о пугачевщине; да разве в хижинах, чтобы унять плачущих ребят, пугали именем басурмана-буки.